Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать!
С
переходом России на новый путь развития рыночной экономики и проходящими
социально-экономическими преобразованиями в стране остро стоит вопрос о
реформировании системы физического воспитания, переживающей серьезный кризис.
Уровень здоровья молодежи очень низок и с каждым годом все больше падает.
Качество преподавания не способствует стремлению школьников к освоению
ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Сокращается
объем бесплатно предоставляемых спортивно-оздоровительных услуг, школа теряет
квалифицированных педагогов, способных вести творческую работу. Поэтому
приоритетным направлением проводимой в настоящее время модернизации структуры и
содержания образования является повышение эффективности и качества преподавания
физической культуры, призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья
школьников.
Проблемы
сохранения и укрепления здоровья детей всегда были актуальны в образовании.
Само понятие « образование» не должно сводиться только к усвоению знаний, а
предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, а главное здоровой
личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его
деятельности, в данном случае, это деятельность детей в школе. Именно в
школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Здоровьесберегающие
технологии на уроках в школе – важный аспект педагогического процесса. Это то,
что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.
Давно было замечено: какова у человека деятельность и привычки – таково будет и
его здоровье. О том, что здоровье детей подрывает школа, было уже известно в
прошлые века. Медики с педагогами били в
набат. В 1805 году великий просветитель и педагог И.Т.Песталоцци поведал о том,
что при книжных традиционных формах обучения в развитии детей происходит «удушение»
или, же «подрыв их здоровья».
По данным Института возрастной физиологии РАО,
школьная образовательная среда порождает факторы риска, ухудшающие здоровье
детей школьного возраста.
К ним можно отнести:
·
Стрессовая педагогическая тактика;
·
Несоответствие методик и технологий
обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
·
Несоответствие элементарных
физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
·
Неграмотность родителей в вопросах
сохранения здоровья детей;
·
Провалы в существующей системе
физического воспитания;
·
Интенсификация учебного процесса;
·
Функциональная неграмотность педагога в
вопросах охраны и укрепления здоровья;
·
Частичное разрушение школьного
медицинского контроля;
·
Отсутствие системной работы по
формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Анализируя школьные
факторы риска, видно, что большинство проблем здоровья учащихся создается и
решается в ходе профессиональной деятельности учителя.
В
последнее время о неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут много. И
для этого есть все основания. Лишь порядка 10 % учащихся можно считать
здоровыми, а чуть больше половины учащихся страдает различными хроническими
заболеваниями. У 50-60% школьников наблюдается стремительный рост числа
хронических заболеваний и функциональных нарушений; произошел резкий скачок
увеличения патологических изменений нервной системы, пищеварительной и
сердечнососудистой систем, органов чувств, почек, мочевыводящих путей и
опорно-двигательного аппарата. Увеличилось также, количество учащихся имеющих
одновременно несколько диагнозов.
В
настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону
повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации
обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся
научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными
планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам
школьников, падению заинтересованности к учению, и ухудшению их здоровья.
Сохранение и укрепление
здоровья школьников является одной из задач современной школы. В
образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов
здоровьесберегающей деятельности.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность
так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить своих
детей здоровыми и счастливыми, будучи им достойным примером.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии следует отличать от здоровьесберегающих технологий в
школе, к которым относятся и
здоровьесберегающие образовательные технологии и здоровьесберегающие медицинские технологии,
и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и
здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. Все эти технологии
взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья
учащихся, а системообразующими являются
здоровьесберегающие образовательные технологии.
Учителю
необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении
здоровья учащихся. Деятельность учителя в реализации здоровьесберегающих
технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с
результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе;
помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и их семьи в
целом.
Забота
о здоровье учащихся должно являться одним из приоритетов работы всего
педагогического коллектива, в том числе и учителей физкультуры.
Прежде
всего необходимо определить для себя понятие «
здоровьесберегающие технологии». К здоровьесберегающим образовательным
технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях
познавательной деятельности детей, обучение на оптимальном уровне сложности,
вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и
статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности,
сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционального
благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, на
культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Для учителя очень важно
правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой
педагогического процесса.
Сущность
здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребенку и
учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а
также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочное
время и в дальнейшей жизни.
При планировании и
проведении урока необходимо опираться на основные современные требования к
уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
-
Рациональная плотность урока;-
-
Включение в урок вопросов, связанных со
здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей
здорового образа жизни и потребностей в нем;
-
Оптимальное сочетание различных видов
деятельности;
-
Выбор методов и приемов обучения,
способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
-
Формирование внешней и внутренней
мотивации деятельности учащихся;
-
Осуществление индивидуального подхода к
учащимся с учетом личностных возможностей;
-
Создание благоприятного психологического
климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
-
Включение в урок приемов и методов,
способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков
самооценки уровня своего физического развития;
-
Целенаправленная рефлексия своей
деятельности в течении всего урока и в итоговой его части.
При проведении урока,
необходимо ориентироваться на принципы здоровьесберегающего урока, которые
направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:
ü Принцип
двигательной активности;
ü Принцип
оздоровительного режима
ü Принцип
формирования правильной осанки, навыков правильного дыхания, и т.д.;
ü Принцип
реализации эффективного закаливания;
ü Принцип
психологической комфортности;
ü Принцип
опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка.
Для
реализации данных принципов используются следующие педагогические методы и
приемы обучения:
1.
Повышение двигательной активности детей.
2.
Эмоциональный климат урока. Комфортное
начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой
учащихся. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного
тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача
учителя- помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для
обретения радости и здоровья.
3.
Музыкальная терапия. Музыка может
использоваться как оформление фона урока
и как сопровождение отдельных его компонентов.
Ситуации успеха способствуют формированию
положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая
эмоциональную напряженность , улучшая комфортность взаимоотношений всех
участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы
здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.
§ На
уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации
здоровьесберегающих факторов.
Контрольные
испытания, задания, тесты и т. д. должны лишь давать исходную и текущую
информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся
должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и покажет
следующее тестирование. Если этого не произошло, то учитель должен внести в
индивидуальные задания соответствующие коррективы. Важно, чтобы при этом
учащийся не сравнивал себя с другими по принципу «лучше или хуже других», а
сравнивал себя с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра
постараюсь быть лучше, чем сегодня. Но для этого, задания должны быть реальными
и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на
сравнении результатов освоении знаний и умений с некоторыми средними значениями. В таком случае сильный ученик не
чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый не испытывает
стремления к нему.
В
сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты и здоровье человечества,
живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих
проблем уже в школе. Мы должны понимать, что если общество действительно
заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека,
что одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех
уровнях.
|