Этапы дидактических процессов (физическая культура)
Первый этап
Подготовка учащихся к усвоению изучаемого двигательного действия.
Краткая характеристика: обеспечение у всех учащихся класса нужного уровня физической и психологической готовности к началу обучения новому учебному материалу. Создается фонд двигательных координаций, необходимых для усвоения движений, входящих в состав изучаемого двигательного действия.
Цель этапа: обеспечить готовность учащихся класса усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия.
Задачи этапа:
- Определить возможности школьников усвоить изучаемое двигательное действие.
- Выявить основные группы уч-ся, чтобы дифференцировать процесс обучения.
- Отобрать рациональные средства, формы и методы дифференцирования учебно-воспитательного процесса на данном этапе.
- Сформировать у учащихся базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом по общей схеме.
- Развивать двигательные качества, доминирующие в двигательном действии до требуемого уровня.
Рекомендуемые методы обучения:
- Словесное воздействие (краткие рассказы о прикладном значении двигательного действия, беседы, ориентированные на формирование нужной мотивации, обобщенные объяснения, словесные инструкции).
- Упражнения (общеразвивающие, подготовительные, подводящие).
- Показ физического упражнения будет полезным из группы методов обеспечения наглядности.
Второй этап
Формирование умения выполнять двигательное действие по общей схеме.
Краткая характеристика: на основе знаний и ранее сформированных базовых двигательных координаций уч-ся должны уметь выполнить двигательное действие в целом, соблюдая основу типовой техники.
Цель этапа: обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему.
Задачи этапа:
- Создать представление об изучаемом двигательном действии.
- Сформировать у учащихся установку овладеть двигательными действиями.
- Выполнить двигательное действие по частям.
- Овладеть общим ритмом действия.
- Определить типичные затруднения учащихся при выполнении двигательного действия.
- Устранить грубые ошибки.
Рекомендуемые методы обучения:
- Упражнения (подводящие и имитационные физические упражнения, разучивание двигательного действия по элементам с последующим объединением их в целостное физическое упражнение, предписывание алгоритма движений).
- Наглядности (показ двигательного действия в замедленном темпе и по элементам, демонстрация типичных ошибок, характерных для данного упражнения обеспечения).
- Словесное воздействие (объяснение способа решения двигательной задачи, знакомство с основными элементами техники, инструктаж о последовательности выполнения, постановка вопросов учащимися). Основное внимание на этом этапе обращается на формирование правильного представления об изучаемом двигательном действии.
Третий этап
Формирование двигательного навыка.
Краткая характеристика: на этом этапе необходимо сформировать способность уч-ся выполнить двигательное действие с акцентом внимания на условия и результат действия.
Цель этапа: сформировать умение уч-ся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом, с соблюдением соответствующих временных, динамических и пространственных характеристик.
Задачи этапа:
- Добиться детального усвоения отдельных элементов техники в процессе целостного выполнения изучаемого двигательного действия.
- Устранить типичные ошибки, допускаемые уч-ся при усвоении техники данного двигательного действия (указать какие именно).
- Обеспечить правильное выполнение двигательного действия с соблюдением его ритмических характеристик.
- То же, но с соблюдением характерных динамических и пространственных параметров.
Четвертый этап
Закрепление освоенного двигательного действия (после того как двигательный навык сформирован в соответствии с типовой техникой).
Краткая характеристика: стабильное выполнение двигательного действия, которое было предметом изучения в предшествующий период. Уч-ся нацеливаются на приобретение »запаса прочности» в воспроизведении техники изучаемого движения.
Цель этапа: достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных упражнениях.
Задачи этапа:
- Добиться стабильности исполнения изучаемого двигательного действия с акцентом на воспроизведение его характерного ритма, динамических и пространственных характеристик.
- Сохранить стабильность воспроизведения техники физического упражнения при многократных повторениях, на 1/3 превышающих привычный для уч-ся объем физической нагрузки.
- Сохранить стабильность техники при повторном выполнении и сокращении обычного интервала отдыха между упражнениями.
Рекомендуемые методы обучения:
- Упражнения (многократное выполнение двигательного действия с дифференцированием объема и интенсивности физической нагрузки и изменением привычных условий).
- Словесное воздействие (идеомоторная тренировка, обсуждение результатов выполнения с учителем и между учащимися, выполнение движения с проговариванием про себя и вслух).
- Наглядности (демонстрация кино- и видеозаписей, вычленение отдельных элементов и их замедленный показ, показ схем, кинограмм, рисунков, макетов и других полезных материалов).
Пятый этап.
Формирование умения использовать знания, двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом
Краткая характеристика: целенаправленное и систематическое включение изучаемых на уроках физической культуры двигательных действий в содержание самостоятельной физкультурной деятельности уч-ся различных форм.
Цель этапа: формировать умение использовать специальные знания, двигательные и инструктивные умения в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом.
Задачи этапа:
- Положительная мотивация, связанная с самостоятельными занятиями физической культурой и спортом.
- Формирование убеждения в прикладной ценности двигательных действий, рекомендуемых для обогащения содержания физкультурной деятельности.
- Знания инструктивно-методической направленности (место двигательного действия в структуре других элементов деятельности, профилактика травматизма, объем и интенсивность физической нагрузки, сведения о самоконтроле, последовательность выполнения физических упражнений на занятиях индивидуальных и групповых).
- Формирование инструктивных навыков.
- Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля, научить школьников самоанализу и самооценке результатов своей деятельности.
Рекомендуемые методы обучения:
- Стимулирование и мотивация (беседы, рассказы, объяснения, дискуссии, просмотр видеофильмов, посещение кинотеатров, где демонстрируются фильмы о выдающихся спортсменах, об использовании физической культуры для лечения, восстановления организма, развития личностных качеств человека, чтение статей периодической печати с последующим обсуждением в классе, группе уч-ся, самостоятельное чтение художественных и публицистических материалов).
- Организация и осуществление физкультурной деятельности уч-ся (беседы, объяснения, инструктивные команды, распоряжения, указания, предъявляемые в виде частной и письменной информации).
- Наглядные воздействия (показ способа выполнения элемента деятельности, просмотр видео-, диа-, и художественных фильмов, буклетов и другой визуальной информации, практические методы в виде организации выполнения элементов или деятельности в целом).
- Контроль и самоконтроль (частные и письменные), наблюдение и самонаблюдение, организация контрольных испытаний и самоконтроль, зачет, экзамены и т.д.
|