Вторник, 16.04.2024, 18:48
Сайт учителя физкультуры Тюленевой Т.А.
МБОУ "СОШ №12" г.Энгельса Саратовской обл.
Форма входа
Наша школа

Погода

Яндекс.Погода

Поиск
...
Главная » Статьи » Мои статьи

Реализация Сан Пин

Всем известно, всем понятно,

                                                                                          Что здоровым быть приятно.

                                                                                          Только надо знать,

                                                                                           Как здоровым стать!

 

С переходом России на новый путь развития рыночной экономики и проходящими социально-экономическими преобразованиями в стране остро стоит вопрос о реформировании системы физического воспитания, переживающей серьезный кризис. Уровень здоровья молодежи очень низок и с каждым годом все больше падает. Качество преподавания не способствует стремлению школьников к освоению ценностей физической культуры, к занятиям в спортивных секциях. Сокращается объем бесплатно предоставляемых спортивно-оздоровительных услуг, школа теряет квалифицированных педагогов, способных вести творческую работу. Поэтому приоритетным направлением проводимой в настоящее время модернизации структуры и содержания образования является повышение эффективности и качества преподавания физической культуры, призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья школьников.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей всегда были актуальны в образовании. Само понятие « образование» не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, а главное здоровой личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в его деятельности, в данном случае, это деятельность детей в школе. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми. Давно было замечено: какова у человека деятельность и привычки – таково будет и его здоровье. О том, что здоровье детей подрывает школа, было уже известно в прошлые века. Медики с педагогами  били в набат. В 1805 году великий просветитель и педагог И.Т.Песталоцци поведал о том, что при книжных традиционных формах обучения в развитии детей происходит «удушение» или, же  «подрыв их здоровья».

 По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска, ухудшающие здоровье детей школьного возраста.

 

 

К ним можно отнести:

·                     Стрессовая педагогическая тактика;

·                     Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

·                     Несоответствие элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

·                     Неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

·                     Провалы в существующей системе физического воспитания;

·                     Интенсификация учебного процесса;

·                     Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

·                     Частичное разрушение школьного медицинского контроля;

·                     Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Анализируя школьные факторы риска, видно, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе профессиональной деятельности учителя.

В последнее время о неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10 % учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся страдает различными хроническими заболеваниями. У 50-60% школьников наблюдается стремительный рост числа хронических заболеваний и функциональных нарушений; произошел резкий скачок увеличения патологических изменений нервной системы, пищеварительной и сердечнососудистой систем, органов чувств, почек, мочевыводящих путей и опорно-двигательного аппарата. Увеличилось также, количество учащихся имеющих одновременно несколько диагнозов.

В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и  ухудшению их здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из задач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить своих детей здоровыми и счастливыми, будучи им достойным примером.

Здоровьесберегающие образовательные технологии следует отличать от здоровьесберегающих технологий в школе, к которым относятся  и здоровьесберегающие образовательные технологии  и здоровьесберегающие медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а системообразующими являются  здоровьесберегающие образовательные технологии.

Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Деятельность учителя в реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и их семьи в целом.

Забота о здоровье учащихся должно являться одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физкультуры.

Прежде всего необходимо определить для себя понятие                                           « здоровьесберегающие технологии». К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучение на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционального благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребенку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочное время и в дальнейшей жизни.

При планировании и проведении урока необходимо опираться на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

-         Рациональная плотность урока;-

-        Включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

-        Оптимальное сочетание различных видов деятельности;

-        Выбор методов и приемов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

-        Формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

-        Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;

-        Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

-        Включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;

-        Целенаправленная рефлексия своей деятельности в течении всего урока и в итоговой его части.

 

При проведении урока, необходимо ориентироваться на принципы здоровьесберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья:

ü     Принцип двигательной активности;

ü     Принцип оздоровительного режима

ü     Принцип формирования правильной осанки, навыков правильного дыхания, и т.д.;

ü     Принцип реализации эффективного закаливания;

ü     Принцип психологической комфортности;

ü     Принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка.

Для реализации данных принципов используются следующие педагогические методы и приемы обучения:

1.                   Повышение двигательной активности детей.

2.                   Эмоциональный климат урока. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя- помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

3.                   Музыкальная терапия. Музыка может использоваться как оформление фона урока  и как сопровождение отдельных его компонентов.

 Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность , улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса.

§   На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тесты и т. д. должны лишь давать исходную и текущую информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и покажет следующее тестирование. Если этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Важно, чтобы при этом учащийся не сравнивал себя с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивал себя с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь быть лучше, чем сегодня. Но для этого, задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоении знаний и умений с некоторыми средними  значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый не испытывает стремления к нему.

В сегодняшнем мире есть две проблемы: здоровье планеты и здоровье человечества, живущего на ней, а потому его настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже в школе. Мы должны понимать, что если общество действительно заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, что одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях.

Категория: Мои статьи | Добавил: tatya (16.08.2013)
Просмотров: 1148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Друзья сайта
Друзья сайта











Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright TyulenevaTA © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz